Главная
История праздника
Программа праздника
Попечительский совет
Благотворителям
Прошедшие праздники
Контакты
Союз десантников России
РСВА
Ассоциация Героев
Боевое братство
Торгово-Промышленная Палата Российской Федерации
Центральный Административный Округ г.Москвы
Патриархия.RU
2 августа в 10 часов на улице Ильинке

История праздника

«Ильин день на Ильинке»

     С глубокой древности почитается на Руси Пророк Божий Илия. Еще при князе Игоре († 495 г.) в Киеве был построен первый соборный храм в честь Ильи Пророка. После Крещения Руси в 988 году Ильинские храмы стали воздвигаться во множестве.

     Были Ильинские храмы и в Москве. Древнейший их них дал название улице Ильинка. Он был соборным храмом Ильинского монастыря, время основания которого неизвестно, но в связи с новыми находками археологов может быть отнесено к 14 веку и ранее. В начале 16 века в монастыре был выстроен каменный храм, возведение которого приписывают итальянскому зодчему Алевизу Новому. О постройке и освящении храма говорится во Владимирской летописи следующее: «В лето 7027(1519)… месяца мая 11 день заложиша церковь каменну за Торгом в монастыре св. Илии, а ставил от простых людей некто именем Клим, а прозвище Мужило.» И «В лето 7029 месяца сентября 2 день священа церковь каменна святого Илии в Торгу на Дмитриевской улице, да придел Климента святого».

     Множество храмов, возводимых в честь Пророка Илии, свидетельствует о благоговейном почитании этого святого. Пророк Илия почитается за свою несокрушимую твердость, безупречную строгость девственной жизни, огненную ревность о славе Божией.

     Русский народ всегда с молитвой обращался к Илие пророку в случае голода или ненастья. При этом все люди обходили с Крестным ходом и молебным пением свои поля и селения. Крестным ходом и Богослужением обязательно отмечался и день памяти пророка Божия Илии – 2 августа (20 июля по старому стилю). В Москве такие крестные ходы и молебны совершались в самом святом для жителей месте – на Лобном месте Красной площади, а затем духовенство и народ направлялись на улицу Ильинка, в древнейший из Ильинских храмов, где совершалась Божественная Литургия. В Крестном ходу участвовали высшие церковные иерархи и мирские правители. Особо возросло значение таких Крестных ходов после Смутного времени, когда усилилось почитание пророка Божия Илии, как заступника Русской земли.

      Вклад, который внес в преодоление Смуты храм Илии Пророка «у двора Гостинаго»  не остался незамеченным потомками. Все историки упоминают о набате, прозвучавшем с колокольни этого храма 17 мая 1606 года и положившем начало восстанию против Лжедмитрия I . А русский народ, чуткий к подобным промыслительным событиям, безусловно приписывал успех изгнания иноземцев из Москвы заступничеству Пророка Божия Илии.

     «…А еже на Ильин день ход со кресты и с честными иконами …и по иным многим градом бывает для людского просвещения и градского соблюдения от нашествий иноплеменных и от междуусобных браней; того ради уставися ход со кресты», – записано в Чиновнике Московского Успенского собора начала VII в. в царствование Михаила Федоровича при патриархе Филарете.

     Торжественный Крестный ход на Ильин день охватывал в то время все Ильинские храмы Москвы, которых было четыре, и в Чиновнике подробно расписывалось его последование:

 ilias03_300    «Июля 20. Огненное восхождение святаго и славного пророка Илии. …по ектеньи исходят (из Успенского собора) западными дверьми со кресты: преж идоут хоругви, потом с рипидами, таж со кресты и с образы, таж несоут Пречистые образ, что Петр чюдотворец писал, а пред нею идоут подьяки со двема свещами и потом идоут с евангелием да крест на блюде, а государь исходит полуденными дверми и идоут косно до Лобного места... И пришед на Лобное место, чтет патриярх 1 статью Троице да архангелом и потом поют: Господи, помилоуй 3-жды, на всяком осенении (патриарх осеняет народ крестом – ред.) и потом благословляет государя крестом и кропит святою водою. И с Лобного места государь поедет к празднику к Илье пророку Обыденному, а патриярх доходит до Ильи пророка, что за Ветошным рядом и тамо слоужит у Ильи пророка, а Крутицкого митрополита со властми благословляет и отпоускает идти около градоу со кресты. И шли от Ильинских ворот на Устретенску подле города и в Стретенской башне Белого города чтут 2 статью Похвале да Петру чюдотворцу, и идоут подле города и в Барашах у Ильи пророка 3 статью чли Преображению да Илье пророку. На Воронцове 4 статью чтут Благовещению да Николе и водоу святят по уставу и литоргию слоужат со властми и со священицы на Воронцовом поле у Благовещения. И после литоргии идоут со кресты в Яуские ворота, а певчие идоучи поют пред образом пречистыя Богородицы согласие даже до Лобного места. И пришед на Лобное место ставятся по … чину и протодиякон глаголет ектенью, и потом осенение на 4 страны, а подяконом поющим на всяком осенении по 3-жды: Господи, помилоуй. И идоут до соборныя церкви (Успенского собора – ред.) и певчие поют Владычице, а недельной поп со дияконом встречают святыя иконы с кадилом и со свещею…»

Патриарх Филарет     Из описания ясно, что храм Ильи Пророка «за Ветошным рядом» на улице Ильинке являлся местом главного торжества, поскольку здесь служил патриарх. В остальных Ильинских храмах в этот день также обязательно служили высшие церковные иерархи. Такие крестные ходы совершались ежегодно, а патриаршее богослужение в Ильинском храме  в Китай-городе отличалось большой торжествен-ностью. После службы у патриарха в Крестовой  палате устраивалась праздничная трапеза, о которой мы узнаем из записи в патриаршей кормовой книге 7132 (1624) года: «Во вторник июля в 20 день на праздник огненное восхождение св. пророка Илии … кушанье было за столом у государя патриарха, ели в крестовой – архидьякон да казначей с братьею 10 человек, игумен Новинской, Николы старово игумен же, соборных – протодьякон, ключарь, дваПатриарх Иоасаф I дьякона, да от Ильи пророка из за ветошного ряду поп да дьякон, да в палате кормлены от Ильи же пророка дьячок пономарь».

     А вот выписки из патриарших расходных книг:

     «7138 г. (1629 г. при патриархе Филарете) июля 23 Подьяку Якову Леонтьеву за провоз от ризницы 4 ден. дано. Носил ризницу за св. Патриархом к Ильи Пророку, что за Ветошным рядом, на праздник к Ильи Пророку».

     «7142 г. (1633 г. при патриархе Филарете) июля 22 Подьяку Ивану Перифонову от ризницы провозу 4 ден. дано, как св. Патриарх ходил к празднику к Илье Пророку в Ветошной ряд».

Патриарх Иосиф      По подобным документам удается проследить продолжение традиции и при последующих патриархах:

     «7145 г. (1636 г. при патриархе Иоасафе 1.) июля 27 Подъяку Семену Андрееву к празднику к Илье Пророку, что за Ветошным рядом, от ризницы за провоз на Ильин день 7 ден. дано».

     Есть подобные упоминания и при патриархе Иосифе – за 1647 и 1649 годы.

     Ильин день был всенародным праздником, который широко отмечался всеми русскими людьми и сопровождался делами милосердия. Работать в такой день считалось грехом, но ради Ильи пророка – «питателя голодных» в этот день зажинался первый сноп и делался первый срез пчелиных сот. И конечно непременной считалась раздача милостыни.

     При патриарших выходах раздача милостыни нищим также была обязательной, ее Патриарх Никонразмеры записывались в патриаршии расходные книги. Особым нищелюбием отличался патриарх Никон:

     «7165 г. июля 20 дня Великий государь св. Патриарх ходил за кресты и был в ходу и служил у праздника в церкви Пророка Илии, что за Ветошным рядом, и от обедни идучи в город на Ильинском кресце тюремным сидельцом указал словесно государь патриарх милостыни им дать на всю братию 3 руб.»

     Служение патриарха Никона отличали также торжественность и богатство богослужебных облачений. В Ильинском храме «облачение на патриархе было: сак красный камчатной, амфор средний, митра средняя, панагия яшмовая».

     Еще больше записей сохранилось о Крестных ходах и служении в Ильинском храме последующих патриархов. Исключение составляют 1676-1678 годы, когда производилась послепожарная перестройка храма, переданного с церковной землей соседнему Новгородскому подворью.

Патриарх ИОАКИМ     Достоверно известно, что с 1679 по 1691 годы патриархи (Иоаким и Адриан) служили в Ильин день только в храме на Ильинке. В Крестном ходе на Ильин день, как видно из архивных документов участвовали не только народ, бояре и духовенство, но и русское воинство – стрельцы. В 1675 году «был ход со кресты к празднику к Илье пророку на Воронцово поле, а в ходу был святейший Иоаким, патриарх Московский и всея Росии, да с ним власти: Филарет митрополит Нижегородский и олеторский, Мисайло митрополит белограцкий и обоянский, Иоаким епископ сербословенский да архимандриты и игумены и протопопы и весь священнический чин, а в ходу ж были за образы по указу великого государя: царевич сибирской Алексей Алексеевич да с ним окольничей князь Костентин Осипович Щербатой да думной дворянин Иван Иванович Баклановской да думной дьяк Лукьян Голосов да гости да весь народ. А около крестов шли стрельцы с батожьем столника и полковника и головы московских стрельцов Юрьева приказу Петрова сына Лутохина, а с ним сотник…Служил у праздника у Ильи пророка, что за Ветошным рядом святейший Иоаким. Да с патриархом оставался царевич сибирской Алексей Алексеевич...»

Патриарх Адриан     В 1689 году при следующем патриархе Адриане «июля 20 ради празднества св. и великому Пророку Илии св. Патриарх в ходу был и Божественную Литургию служил в церкви св. Пророка Илии, что в Китае, на Ильинском кресце, на митрополиче Новгородском дворе, и после литургии тоя Ильинския церкви попу на молебен 8 алт. 2 ден., да милостины в 6 Приказов колодником по гривне в Приказ, того 20 алт., да ввечеру и после литургии дорогою нищим милостины поручно рубль».

царь Алексей Михайлович     Русские государи также участвовали в праздновании Ильина дня и бывали в храме на Ильинке, но их присутствие было не столь обязательным, как служение патриарха. Но, когда патриарх Никон оставил патриаршую кафедру и удалился в свой Ново-Иерусалимский монастырь, царь Алексей Михайлович в 1661-1663 годах сам «ходил в ход за кресты на Лобное место и слушал обедни у праздника, святого Ильи Пророка, что за Ветошным рядом», что, несомненно, подчеркивает значимость этого праздника не только для Церкви, но и для государственной власти.

     Традиция Московских Крестных ходов пошатнулась с наступлением новой «смуты» – времени Петровских преобразований и упразднения патриаршества. В это время многие Крестные ходы были просто запрещены. И хотя Крестный ход в Ильин день сохранился, но празднование стало чисто церковным. Кроме того, после разрушительного для Китай-города пожара 1737 года главные торжества были перенесены в церковь Ильи Пророка на Воронцовом поле. У древнего храма на Ильинке Крестный ход останавливался, чтобы отслужить молебен.

     Окончательно традиция Крестных ходов была нарушена с приходом «новой власти» в 1917 году. Более 80-ти лет не совершались на улице Ильинка в Москве церковные торжества в Ильин день. Был закрыт и разорен и древний Ильинский храм.

id2_750

     В 1995 году храм был возвращен верующим, а в 2003 году были возрождены Крестные ходы по улице Ильинка. К почитанию пророка Божия Илии вновь присоединилось русское воинство. Его элита – Воздушно-Десантные войска почитают ныне Пророка Илию, как своего Небесного покровителя и отмечают 2 августа как день Воздушно-Десантных войск. Древний храм пророка Божия Илии, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II определен как Центральный храм Воздушно-Десантных войск РФ.

id1_740     Праздник «Ильин день» объединяет сегодня воинов-десантников, прихожан Ильинского храма и всех, кто трудится на древней Ильинской улице. По словам Святейшего Патриарха, этот праздник приобрел статус «церковно-общественного мероприятия», возрождающего исторические традиции, содействующего патриотическому воспитанию молодежи и укреплению духовно-нравственного достоинства Российского воинства.



     Праздник «Ильин день на улице Ильинке» проводится по разрешению Президента РФ и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Ссылка на видео и фотографии с прошедших праздников: http://www.iliynden.ru/old/
 

Rambler's Top100